RU
EN RU

Беларусь — Китай: диалог развивается

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Китайской Народной Республике Кирилл Рудый дал интервью журналу «Export of Belarus» и рассказал об интересе китайских потребителей к белорусской пищевой продукции, важности проведения двусторонних бизнес-мероприятий, взаимодействии в сфере высоких технологий.

 — Кирилл Валентинович, какова динамика внешней торговли между Беларусью и Китаем? Какие белорусские товары поставляются в Китай и в чем их конкурентные преимущества?

— За пять месяцев 2018 г. товарооборот Беларуси и Китая составил $ 1,4 млрд с темпом роста 128,4 % к аналогичному периоду 2017 г. При этом объем белорусского экспорта составил $ 170,9 млн при темпе роста 125,8 %.

Структура белорусского экспорта в Китай традиционно включает калийные удобрения, продукцию концерна «Белнефтехим» (капролактам, полиамиды, жгут синтетических нитей), интегральные схемы. В последние годы на фоне сокращения поставок машиностроительной продукции существенно растет экспорт белорусской сельхозпродукции. По итогам пяти месяцев 2018 г. его объем составил $ 19,1 млн, показав темп роста 197 %. Экспорт пищевой продукции достиг $ 13,5 млн при темпе роста в 480 %.

Открытие китайского рынка для белорусского молока, говядины, мяса птицы вызвало большой интерес у китайских покупателей. Значительно выросла конкуренция за белорусские высококачественные продукты питания. Ведь белорусскую говядину можно добавлять в традиционные китайские блюда, например в ланчжоускую лапшу. Белорусское молоко может быть востребовано в расширяющейся в Китае сети кофеен Starbucks, а мясо птицы — в популярной среди китайцев сети KFC. Со всеми этими брендами идут переговоры. По цене наши продукты в Китае конкурентны, в том числе благодаря финансовой поддержке, оказываемой народными правительствами провинций контейнерным перевозчикам в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь». Если цены на белорусские продукты питания иногда чуть выше, чем у австралийских поставщиков (из-за того, что между Китаем и Австралией заключено соглашение о зоне свободной торговли), то мы компенсируем это качеством и рекламой.

Говоря о перспективах белорусского продовольствия в Китае, стоит отметить, что КНР — крупнейший в мире импортер пищевой продукции: общий импорт в 2017 г. превысил $ 120 млрд. При этом эксперты прогнозируют дальнейший рост китайского импорта мясо-молочной продукции из-за отсутствия в КНР свободных земель для выгула и разведения скота.

Хорошую динамику и конкурентоспособность показывает в Китае белорусская продукция деревообработки. В 2017 г. в КНР было поставлено из Беларуси такой продукции на сумму $ 10,5 млн (для сравнения: в 2016 г. – $ 4,9 млн).

 — Какую еще продукцию Беларусь может предложить китайским партнерам с учетом их потребностей?

— В Китае востребовано все! Доходы китайцев стремительно растут. На любой товар с любой ценой здесь можно найти покупателя. Благодаря инициативе «Один пояс, один путь» преодолен главный недостаток в белорусско-китайской торговле — расстояние. Сейчас китайские контейнерные поезда с белорусской пищевой продукцией еженедельно приходят в города Ухань, Чжэнчжоу, Чунцин, Чэнду. Возможностей продать в Китае — очень много. Все зависит от оперативности принятия решений белорусскими управленцами, скорости адаптации наших технологий к потребностям китайского рынка, узнаваемости белорусского бренда.

Посольство постоянно проводит рекламные и имиджевые мероприятия в Китае, многочисленные бизнес-форумы и презентации. Например, в декабре 2017 г. в г. Гуанчжоу прошел масштабный сельскохозяйственный форум «Сделано в Беларуси». Также в декабре 2017 г. в г. Шэньян состоялся Белорусско-китайский промышленный форум, а в апреле 2018 г. в Шанхае — форум «Беларусь — страна лесов». В целом за 2017 г. и начало 2018 г. посольством организовано 12 крупных форумов и презентаций белорусского торгового потенциала в континентальном Китае, а также в специальном административном районе (САР) «Гонконг» и даже во Вьетнаме и Сингапуре.

Чтобы продвигать любой белорусский товар в Китае, нужно постоянно здесь находиться. Поэтому в апреле 2018 г. в г. Шанхае было открыто первое белорусско-китайское совместное торговое предприятие Belarus Food and Agriculture (Shanghai) Co. Ltd по продвижению белорусской сельскохозяйственной и пищевой продукции. Соучредителями компании выступили ЗАО «Мясо-молочная компания» и Drex Food Group Co. Ltd. Одновременно в САР «Гонконг» также в апреле 2018 г. была открыта компания Sino-BY Agriculture, специализирующаяся исключительно на импорте белорусской молочной продукции и ее поставках на рынки КНР, Японии и Южной Кореи. В июле 2018 г. в г. Циндао открыт контактный офис для продвижения белорусской продукции, где на очень выгодных условиях белорусские экспортеры могут получить помещения под офис, склад, а также квартиры для проживания.

— Как развивается сотрудничество в области высоких технологий, которому обе страны придают большое значение? Какие совместные проекты запланированы в этой сфере?

Сотрудничество в области высоких технологий — главное в экономическом взаимодействии двух стран. Специально для этого в Беларуси создан совместный Индустриальный парк «Великий камень». На данном этапе привлекаются новые резиденты, строятся заводские помещения. Если в 2016 г. был зарегистрирован только один резидент, то в 2017 г. — 15, а в I полугодии 2018 г. — 13. Всего зарегистрировано 36 резидентов. Сфера их деятельности относится к высоким технологиям — это электроника и робототехника, разработка и производство новых композиционных материалов, создание беспилотных автомобилей, хранение и обработка больших данных (big data).

Например, резидент парка компания ООО «Цифроград Цзяньи» намерена реализовать проект «Цифровой город» для управления большими данными. Реализация проекта запланирована на 2018—2020 гг., при этом оказание услуг в его рамках начнется уже в 2019 г. Другой резидент — ОАО «Институт Белгоспроект» — с участием китайской компании Beijing JianYi Investment and Development (Group) обеспечит внедрение BIM-технологий в проектную деятельность при застройке индустриального парка, а также при реализации других проектов.

Китайские компании проявляют интерес и к подписанному Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко в декабре 2017 г. декрету «О развитии цифровой экономики». Разработки в сфере искусственного интеллекта и беспилотного управления транспортными средствами, деятельность в сфере киберспорта и, конечно же, легализация технологии реестра блоков транзакций (блокчейн) — все это привлекло внимание китайских бизнесменов. Уже сейчас несколько китайских компаний подали документы для регистрации в ПВТ, в том числе в качестве оператора криптоплатформы.

— Между областями и провинциями, а также городами Беларуси и Китая подписан ряд соглашений о региональном сотрудничестве, установлены побратимские связи. Каковы перспективы развития межрегиональных отношений?

— Китай — огромная и уникальная страна. Не только каждый регион, но и город по экономическому потенциалу, населению, площади может быть сравним со среднеевропейской страной. Например, по итогам 2017 г. ВВП только одного г. Шанхая превысил $ 500 млрд, а ВВП таких провинций, как Гуандун или Шаньдун, больше, чем ВВП Российской Федерации. Именно поэтому региональное сотрудничество мы рассматриваем в качестве перспективного направления в укреплении двусторонних отношений между Китаем и Беларусью.

Поспособствовало развитию межрегиональных связей проведение в Минске в мае 2015 г. Бизнес-форума регионов Беларуси и Китая с участием глав двух государств. С начала 2015 г. по настоящее время состоялось более 50 визитов делегаций по линии межрегиональных связей, включая визиты на уровне первых лиц провинций Китая и белорусских областей. По состоянию на I полугодие 2018 г. каждая из областей Беларуси и г. Минск имеют как минимум два региона КНР в качестве партнеров или побратимов.

Для поддержания положительной динамики развития межрегиональных связей, а также повышения узнаваемости Беларуси в регионах Китая в 2017—2018 гг. я посетил 24 региона КНР (всего в КНР их 34). Каждый визит в провинцию мы стараемся подкрепить договоренностями и проведением мероприятий. Например, в 2017—2018 гг. в городах Гуанчжоу, Шанхае, Шэньчжэнь, Чунцин, Чанчунь, Хэфэй, Нанкин, Чанша, Ухань, Чэнду, Шэньян проведены масштабные белорусско-китайские инвестиционные и торговые форумы.

 — В мае 2018 г. подписано Соглашение о торговом экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Китайской Народной Республикой — с другой. Как это соглашение скажется на развитии отношений Беларуси и Китая?

— Данным соглашением определено взаимодействие ЕАЭС и КНР по таким направлениям, как принятие мер торговой защиты и санитарно-фитосанитарных мер, устранение технических барьеров в торговле, таможенное сотрудничество, электронная коммерция, интеллектуальная собственность, отраслевое сотрудничество, государственные закупки, конкуренция.

Таким образом, для нашей страны как равноправного члена ЕАЭС действуют все правовые аспекты соглашения относительно торгово-экономического сотрудничества с КНР. Реализация данного соглашения в совокупности с безвизовым режимом Беларуси с Китаем, заработавшим летом этого года, позволяет надеяться на активизацию взаимной торговли и инвестиций, а также на увеличение туристических потоков.

Во внешнеэкономической политике мы всегда придерживаемся принципов равноправия и взаимной выгоды, следуя инициативе «Интеграция интеграций», выдвинутой Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС — КНР отвечает идее данной инициативы и, безусловно, нашим интересам. Реализуя «Интеграцию интеграций» и используя платформу ЕАЭС, мы предлагаем глобальный проект по созданию цифрового транспортно-логистического коридора «Запад – Восток», который должен не просто соединить Европу, страны ЕАЭС и Китай, но и создать современные и комфортные условия для обслуживания грузовых, пассажирских, информационных потоков.

Еще больше повышается роль Индустриального парка «Великий камень», созданного в соответствии с договоренностями глав Беларуси и Китая. Парк становится глобальным цифровым хабом и международным центром. Здесь уже работают компании не только из Беларуси и Китая, но и из Германии, России, США, Австрии, Литвы, Израиля. Более того, мы готовы в этом парке на любые эксперименты, в том числе на ускоренный переход к следующему этапу сближения путем создания зон свободной торговли с глобальными партнерами — КНР и ЕС.

 — Ваши пожелания участникам и посетителям I Китайской международной выставки импорта в г. Шанхае?

— Главное пожелание для белорусских участников этой выставки и для всех, кто хочет торговать в Китае, — не растеряться! Белорусы располагают множеством уникальных особенностей, способных привлечь китайских покупателей. И важно не просто выйти на китайский рынок и найти себя здесь, но и закрепиться, суметь противостоять конкурентам.

Еще одно пожелание участникам выставки и белорусским экспортерам в Китае — улыбайтесь! Есть такая китайская пословица: «Кто не умеет улыбаться, тот не должен торговать». Белорусы — очень искренние, приятные в общении люди, которые, уверен, могут успешно продавать в Китае так же, как они это делают и на других рынках.

И последнее — будьте оптимистами! Неудачи на китайском рынке — это полезные уроки, через которые проходят все экспортеры. В Китае не может быть разочарований — это всего лишь усталость, которую сменит новый заряд энергии для освоения нового рынка. В Китае люди, которые хотят вам что-то продать, — всегда оптимисты. Наградой им служат не только контракты, поставки и перечисления, но и новые знакомства, встречи и возможности — такие, какие нам предоставляет эта выставка.

Удачи!

 

Интервью подготовлено для очередного выпуска информационно-рекламного журнала «Export of Belarus», который приурочен к Национальной экспозиции Республики Беларусь на Международной выставке импортных товаров и услуг China International Import Expo (г. Шанхай, КНР, 5—10 ноября 2018 г.), организатором которой выступает НЦМиКЦ. Языки выпуска — китайский и английский.

Предлагаем предприятиям, заинтересованным в работе на китайском рынке, разместить в журнале рекламно-информационные материалы. Подробная информация здесь.